В цифровой библиотеке учебных материалов «1С:Урок» есть интересные интерактивные задания по химии, выполнение которых предполагает работу учащегося с редактором химических формул. Рассмотрим внимательно возможности редактора и способы его использования на уроке. Редактор химических формул «1С:Урок» имеет:
-
поле для записи формул и уравнений реакций (рис. 1, а);
-
панель с клавиатурой (можно переходить с латинской раскладки клавиатуры, которая является основной, на русскую) и кнопками, используемыми для переключения раскладок клавиатуры, панели специальных символов, верхними и нижними индексами (рис. 1, б);
-
панель специальных химических и математических символов (рис. 1, в), включающую 45 знаков (для переключения используется кнопка на панели с клавиатурой).
Рис.1 - Редактор химических формул
Подробное описание всех кнопок, имеющихся на панелях, и их функций приведено в справочном материале, который обозначен вопросительным знаком. Он расположен под редактором химических формул слева. В любой момент учитель или учащийся может воспользоваться этой справочной информацией.
В редакторе химических формул «1С:Урок» можно составлять формулы не только неорганических веществ, но и сокращённые структурные формулы органических соединений, которые записываются в одну строку (на панели специальных символов имеются знаки одинарной, двойной и тройной связи).
С помощью редактора химических формул можно составлять уравнения реакций, указывая в них:
1) условие протекания реакции (нагревание [в том числе, определённое значение температуры по шкале Цельсия], воздействие на реагенты света и электрического тока);
2) участие в реакции катализатора (можно вписать сокращённое условное обозначение «кат.» или ввести формулу вещества);
3) обратимость реакции;
4) газообразное вещество (знак ↑) и нерастворимое вещество или выпадение осадка (знак ↓).
В библиотеке «1С:Урок» представлены тестовые задания, позволяющие проверить умение обучающихся составлять формулы веществ, расставлять коэффициенты в схемах химических реакций, составлять уравнения реакций диссоциации электролитов.
Учащийся, работая с тестовыми заданиями, вводит с помощью редактора химических формул запись в соответствии с заданием (рис. 2, а) и имеет возможность проверить свой ответ, используя кнопку «Проверить ответ» (рис. 2, б).
Рис.2 - Редактор химических формул
Учащийся также может посмотреть правильный ответ, используя кнопку со знаком книги (рис. 3), но после этого он не сможет продолжить выполнение задания.
Рис.2 - Редактор химических формул
Редактор химических формул очень эффективен при проведении дистанционных занятий. Учитель при объяснении может демонстрировать составление уравнений реакций с помощью данного редактора. Ни одна интерактивная доска такими функциями, как редактор химических формул из «1С:Урок» не обладает. Записывать формулы инструментом «Ручка» долго. Буквы и цифры не всегда получаются аккуратными и ровными. Использовать инструмент «Текст» неудобно, так как в нём нет возможности добавлять стрелки и другие дополнительные символы. Переключение между инструментами отнимает время.
Выполняя любое задание, предложенное учителем (необязательно то, которое заложено в редакторе для автоматической проверки), учащийся использует редактор формул и демонстрирует свой ответ. Это очень удобно.
Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск