Современное инклюзивное обучение предполагает, что в одном классе обучаются дети с разным уровнем подготовки: высоким, средним и низким, в том числе дети с ОВЗ. При этом дети с ОВЗ также имеют разные нарушения (слуха, зрения, речи, ЗПР и т.д.), и всем им требуется ежедневная дополнительная помощь и внимание учителя. В заключении ПМПК у каждого ребёнка указано, помощь каких специалистов ему требуется и какая коррекционная работа должна проводиться с ним. Педагог, в первую очередь, следует рекомендациям комиссии. Однако есть и общие «проблемные» точки у многих детей с ОВЗ: низкая концентрация внимания, недостаточный уровень развития речи, неразвитые память и мышление. Поэтому, работая с такими детьми, педагогу нужно помнить, что им проще усваивать материал в игровой форме (особенно в начальной школе). Для обучения таких детей целесообразно использовать объяснительно-иллюстративный, информационно-коммуникационный методы.
Детям с особенностями в развитии важен комфортный для них темп изложения материала, неоднократное повторение сложных моментов и «дозированность» учебного материала.
Подготовить и провести уроки русского языка в начальной школе учителю помогают цифровые ресурсы «1С:Урок» и «1С:Образование». Они содержат более 600 интерактивных материалов, с помощью которых педагог может организовать индивидуальную и фронтальную работу на уроке, выдать и автоматически проверить домашнее задание, порекомендовать родителям ресурсы для работы с детьми дома (рис. 1).
Материалы Библиотек систематизированы таким образом, что позволяет использовать их неоднократно, возвращаться к ним и работать с ними, и при необходимости повторить или вспомнить изученный ранее материал. Библиотека материалов по русскому языку содержит обучающие анимации, интерактивные схемы, практикумы и дидактические игры для начальной школы. Анимации, игры, тренажёры помогают ребёнку понять и запомнить учебный материал, активизируя зрительное, слуховое, образное восприятие.
На своих уроках русского языка в классах с детьми с ограниченными возможностями здоровья я использую тренажёры из папок «Разбор по составу» (рис. 2), «Разборы», «Синтаксические разборы». С их помощью дети отрабатывают навык анализа структуры слова, предложения.
Рис. 2 Тренажёры «Разбор слова по составу»
Тренажёры имеют автоматическую проверку, предназначены для самостоятельной работы детей, но также могут использоваться и для дополнительной совместной работы ребёнка и учителя, ребёнка и родителя.
Анимированные лекции (рис. 3), презентации, схемы я не только использую на уроках, но и даю детям в виде ссылок на материал для повторения дома. Их можно останавливать, отрабатывать наиболее сложные моменты.
Рис. 3 Презентация «Почему одно и то же слово может называть разное?»
Для отработки орфографической зоркости я предлагаю детям дидактическую игру «Орфоконвейер» (рис. 4).
Рис. 4 Интерактивная игра «Орфоконвейер»
С её помощью ребёнок в игровой форме повторяет правописание словарных слов, вспоминает правила правописания, проверяет свои знания, тренируется писать грамотно. Хотя у игры есть маркировка сложности «выше среднего», её можно использовать, работая с детьми разного уровня подготовки, просто меняя форму работы. Более слабым детям или детям с ОВЗ целесообразно проводить эту игру совместно со взрослым или предложить поиграть в неё в паре с ребёнком более высокого уровня подготовки.
Материалы Библиотек «1С:Образование» и «1С:Урок» в интерактивной, наглядной форме помогают учащимся начальной школы с ОВЗ освоить программу обучения, а педагогу подобрать для разных учащихся разнообразные по форме и сложности задания для лучшего усвоения знаний и отработки навыков.
Мунгалова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Богашевская СОШ им. А.И. Федорова»
Томского района Томской области