Последние новости
дата публикации 18 Марта 2025
Вебинар 20 марта 15:00 по МСК
дата публикации 13 Марта 2025
Вебинар 18 марта 15:00 по МСК
дата публикации 11 Марта 2025
Вебинар 12 марта в 16:00 по МСК
дата публикации 26 Февраля 2025
Управление временем для учителей
Учимся классифицировать с «1С:Урок»
Мы в социальных сетях:

Учимся классифицировать с «1С:Урок»

дата публикации 21 Июня 2024

Классификация – это распределение предметов на классы на основе существенных признаков. При этом каждый класс занимает в полученной системе определённое постоянное место и, в свою очередь, может делиться на подклассы (рис. 1).


Рис. 1. Типы химических реакций (интерактивная схема)

Важно обращать внимание обучающихся на основание классификации – признак, по которому она проводится. Например, в схеме, представленной на рисунке 1, признак классификации – число и состав исходных веществ и продуктов реакции.

Такая интерактивная схема позволяет организовать активную деятельность обучающихся по изучению классификации химических реакций. На схеме можно не «открывать» определения понятий «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции замещения» и «реакции обмена», предложив сформулировать их обучающимся. Примеры, конкретизирующие каждое из понятий, школьники тоже могут привести самостоятельно или выбрать из тех схем реакций, которые предложены учителем.

Требуется акцентировать внимание обучающихся на том, что объекты классифицируют по наиболее существенному признаку, из которого вытекают все другие признаки классификации предметов или явлений. Например, оксиды, перечисленные в таблице (рис. 2), важно классифицировать по их свойствам на несолеобразующие и солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные), а не по числу атомов кислорода в молекуле (формульной единице) оксида (несущественному признаку).

Рис. 2. Названия и характер наиболее распространённых оксидов

В процессе обучения нужно показывать обучающимся, что знание о том, что изучаемый объект относится к какой-либо группе объектов, позволяет получить о нём наиболее всесторонние и глубокие сведения. Например, если оксид относится к кислотным оксидам, то он будет проявлять химические свойства, характерные для данных соединений (взаимодействовать с водой, основными оксидами и основаниями).

Для обучения классификации можно использовать не только схемы, но и анимации. Например, анимация «Классификация органических реакций» (рис. 3) позволяет организовать деятельность обучающихся по использованию разных графических способов изображения деления объектов на группы.


Рис. 3. Классификация органических реакций (анимация)

В анимации идёт речь о классификации реакций по структурному признаку (изменению состава и строения субстрата). Можно показать обучающимся, что визуально представить эту классификацию можно несколькими способами.

Способ 1. Схема классификации (рис. 4).


Рис. 4. Схема классификации органических реакций

Способ 2. Таблица, в первой колонке которой записывают названия классов, на которые делят множество объектов, а во второй колонке – примеры, иллюстрирующие понятия, указанные в первой колонке. Таблица также может содержать определения рассматриваемых в ней понятий.

Таблица. Классификация органических реакций по изменению состава и структуры субстрата:

Способ 3. Круги Эйлера (рис. 5) – визуальное отражение информации, при котором понятия изображают кругами, показывая взаимоотношения понятий (подмножества показывают вложенными кругами). 


Рис. 5. Круги Эйлера «Классификации органических реакций»

Таким образом, организация познавательной деятельности с интерактивными материалами «1С:Урок» (интерактивными схемами, анимациями и др.), позволяет совершенствовать умение выполнять классификацию.

Купцова А. В., к.п.н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» Г. о. Подольск