Лето – идеальное время для дистанционных индивидуальных занятий по русскому языку (и другим предметам тоже): в удобной обстановке и любой точке пространства можно сосредоточиться, например, на отработке речевых навыков и др. вопросов. Эффективно организовать такое обучение без ущерба для полноценного летнего отдыха позволяют преимущества образовательной платформы «1С:Урок». Учитывая потребности каждого ученика, репетитор может создать персональную программу обучения, в частности, русскому языку, гибкий график занятий, адаптировать занятия под конкретные запросы детей, вносить любые коррективы в обучающий процесс, организуемый в период летних каникул.
Кратко рассмотрим преимущества платформы «1С:Урок» для дистанционного обучения, позволяющие наилучшим способом организовать занятия по русскому языку в летнее время.
Важно: платформа «1С:Урок» предлагает широкий выбор интерактивных материалов с автоматической проверкой заданий, подходящих для разных форм работы, решающих задачи обеспечения эффективности и персонализации обучения, а также выбора оптимального уровня сложности для конкретного ученика, которые отражены в материалах Библиотеки (см. Пример 1):
Рис.1 Материалы Библиотеки.
Как вовлечь учащихся в процесс изучения русского языка в летний период без ущерба для отдыха?
Приведем некоторые практические советы по вовлечению учащихся в процесс изучения русского языка на каникулах. Педагогическая деятельность в настоящее время часто осуществляется с помощью социальных сетей. Многие учителя ведут свои предметные блоги, паблики, страницы. Именно такая форма взаимодействия является эффективной и летом, если регулярно организуются различные конкурсы, предметные викторины, челленджи. Можно выбрать и простой формат взаимодействия, дав ученикам на лето задание – подготовить проекты по русскому языку, его применению в пространстве массмедиа, например:
1. Найди ошибку в СМИ / рекламе.
Многие мои ученики в период каникул выступали в роли своего рода фотоохотников, собирая материал в родном городе или в городе, где отдыхали. Они искали различного рода рекламные вывески, содержащие названия, основанные на языковой игре или использовании цифровых и иноязычных элементов в составе; ошибки в рекламных объявлениях и бегущих строках; названия, отражающие специфику города или номер региона. Все это является предметом анализа, отражающим актуальное развитие современного русского языка. Например, темы «Магазин и салон-парикмахерская «БиGOODи», «Магазин «7Я» и другие (см. Рис. 2. Тема «Магазин профессиональной косметики»):
Рис 2. Тема «Магазин профессиональной косметики».
2. Палиндромы, анаграммы и тавтограммы (палиндром – буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях; анаграмма – слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово (или словосочетание); тавтограмма – текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы).
Можно предложить ученикам придумать свои палиндромы или в качестве конкурса дать какое-то многобуквенное слово, из элементов которого требуется составить наибольшее количество других слов. Очень интересно составление текстов-тавтограмм, начинающихся на определенную букву. В современной культуре есть даже тексты больших жанров, все слова в которых начинаются на одну и ту же букву. Подобный тип заданий объединяет отработку и языковых навыков, и навыков литературного творчества.
3. Способы создания комического на языковой игре.
Такого рода задания позволяют познакомиться со стилистическими фигурами и закрепить их в лексиконе, создавая собственные тексты. Яркий пример – зевгма, стилистическая фигура, состоящая в соединении двух (и более) слов или предложений, относящихся к одному члену предложения. Этот член предложения используется только один раз. Классический пример из Чехова: «На улице шел дождь и два студента, один — в университет, а другой в калошах». Ученикам можно предложить поискать подобные примеры в текстах русской литературы, в т.ч. современной, или, например, придумать самим что-то подобное («Я пил чай с барышней, лимоном и удовольствием»).
4. Детское словотворчество.
Младшие братья и сестры обучающихся – неиссякаемый источник словотворчества. Можно предложить составить целый словарик из таких детских словообразовательных открытий, объясняя попутно, как образовалось слово, каково его значение. Так, в книге «От двух до пяти» К. Чуковский описал свои наблюдения за развитием речи у детей и сделал уникальную подборку детских шедевров словотворчества: «стрекозел», «сердитки», «подуха», «мыха» и пр.
5. «Переводчик».
Подобную работу мы проводили неоднократно, публикуя в соцсетях текст классика, в котором все слова были заменены синонимами или антонимами. Требовалось дешифровать исходный текст. Можно пойти по иному пути и предложить ученикам подобрать современные аналоги каких-либо устаревших слов, в т.ч. сказочных символов: волшебный клубочек – GPS-навигатор; горшочек-вари и горшочек-не-вари – мультиварка, плащ-невидимка – камуфляж и др. Такие задания актуализируют и межпредметные связи.
В связи с темой статьи обратим внимание и на методы повышения мотивации и интереса к русскому языку у школьников, на то, что особенно важно для организации деятельности в летний период. Для повышения мотивации и интереса школьников к русскому языку как предмету целесообразно применять разнообразные методы, стимулирующие учеников к изучению основного программного материала.
Остановимся на методах, помогающих разнообразить учебные занятия по русскому языку, которые уместно включать в контент учебных групп или тематических блогов в социальных сетях (см. Табл. 1).
Таблица 1. Методы, позволяющие разнообразить учебные занятия по русскому языку в учебных группах или тематических блогах в социальных сетях в летний период:
Методы контента учебных групп или тематических блогов в социальных сетях |
Краткие пояснения
|
1. «Активности» (игры, кроссворды, викторины, конкурсы и пр.).
|
Существует немело сервисов, позволяющих отслеживать различные тематические и юбилейные даты, праздники на каждый день (например, календарь событий). В зависимости от даты можно готовить «активности» для учеников в формате онлайн-кроссвордов, онлайн-викторин или иных интерактивных упражнений, с помощью которых можно актуализировать знания учеников по предмету летом. |
2. Творческие проекты. | Более подробно о таких проектах было уже сказано в этой статье. Они могут стать отличной альтернативой рутинным упражнениям и повысить мотивацию к изучению предмета. |
3. Мультимедийные ресурсы и современные технологии. | В этом случае стоит обратить внимание на стремительно развивающуюся технологию искусственного интеллекта. С помощью отечественных нейросетей можно создавать иллюстрации к фразеологизмам, предлагая ученикам их идентифицировать (см. Пример 3). Навык создания точных и детализированных промптов (запросов к нейросетям) базируется на языковых умениях. |
4. Литературное творчество. | Использование межпредметной связи между занятиями русским языком и литературой также эффективно при формировании языковых и речевых навыков. Задания по созданию разножанровых текстов способствуют формированию языкового вкуса, например создание текстов разных функциональных стилей на основе сюжетов детских стихотворений А. Барто и С. Маршака: Представьте ситуацию из текста «Наша Таня громко плачет…» в жанре протокола с места событий с использованием лексики и синтаксиса официально-делового стиля. |
5. Поощрение за достижения в изучении русского языка. | Обратная связь – важный элемент любого обучения. Однако она может выступать и в формате неких бонусов за творческий подход к выполнению заданий. Такими «бонусами» могут стать закладки с цитатами лингвистов или классиков русской литературы о языке, а также стикеры со словами из орфоэпического или паронимического словников. При этом подобные вещи можно изготовить и распечатать самостоятельно, тем самым поощрив учеников. |
Рис. 3. Буквальная визуализация фразеологизма «Положить зубы на полку».
Не менее важно заметить, что в летний период дети должны читать больше, чем в учебном году, и не только художественные произведения. Полезно привлечь внимание детей к научно-популярным текстам по русистике и лингвистике. Такая литература способна заинтересовать ребёнка. Вот небольшая подборка увлекательных произведений (см. Табл. 2).
Таблица 2. Интересные книги о языке:
ФИО автора. Название произведения |
Краткие пояснения |
1. К. И. Чуковский. «Живой как жизнь». | Работа посвящена развитию русского языка, культуре речи, «болезням» слов. Автор вводит в обиход термин «канцелярит» и поднимает ряд вопросов, связанных с функционированием языка и остающихся актуальными по сей день. |
2. Н. Галь. «Слово живое и мёртвое». | Книга построена как обзор примеров удачной и неудачной работы с языком и направлена против неумеренного и неоправданного использования канцелярского стиля и иноязычных заимствований. Нора Галь разбирает множество переводческих, писательских и иных речевых ошибок. |
3. В. А. Плунгян. «Почему языки такие разные». | Книга посвящена языковому разнообразию и адресована детям. Она рассказывает о языках мира, их структурных сходствах и различиях, родстве языков и их распространению по планете; так, в ней, например, рассматриваются вопросы предназначения падежей и склонений, времени и вида глаголов. |
4. А. А. Брагина «Русское слово в языках мира. | Мы привыкли к тому, что русский язык во все времена активно заимствовал лексику из других языков. В этой же книге автор просто и увлекательно рассказывает о судьбе русских слов в разных языках. |
5. Э. А. Вартаньян «Из жизни слов: об Ахиллесовой пяте, парфянских стрелах, Аннибаловой клятве, газетной утке и многих других крылатых выражениях». | Это интересная книга о фразеологии русского языка. Она расскажет, когда, при каких обстоятельствах те или иные идиомы и клише появились в языке и есть ли у них автор. Из этой книги читатель узнает, кого зовут «вороной в павлиньих перьях», почему говорят «пуститься во все тяжкие», что такое «филькина грамота» и многое другое. |
Покажем обложки некоторых занимательных книг по русскому языку, которые сами по себе уже привлекают внимание и вызывают интерес к чтению (Пример 4):
Рис.4. Обложки занимательных книг по русскому языку.
Интересен и вопрос о заданиях по русскому языку платформы «1С:Урок» (можно использовать при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР). В рамках апрельского вебинара каждое из тестовых заданий типового варианта уже рассматривалось. Вебинар сопровождался презентационным материалом с подробными ссылками на местоположение заданий на платформе (см. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в новом формате с помощью «1С: Урок»»: https://rutube.ru/video/3a1cf9004d6128e831807a052b209f4f/). Первые три задания ЕГЭ по русскому языку выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля. Успешное решение заданий зависит от внимательного прочтения текста, т.к. они связаны с его информационной обработкой. Согласно кодификатору, задания включают проверяемые элементы содержания: а) информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров; средства связи предложений в тексте; б) лексическое значение слова. В материалах Библиотеки интерактивных материалов по русскому языку на платформе «1С:Урок» представлена целая серия интерактивных упражнений для отработки такого типа заданий:
Рис.5. Функциональные стили и типы речи.
Подбирать слова той или иной части речи, которые стоят на месте пропуска в конкретном абзаце текста, помогают тренировочные упражнения такого рода:
Рис.6. Композиция сочинения-рассуждения
Платформа располагает обширным материалом по отработке разного рода языковых норм (задания 3–8):
Рис.7. Языковые нормы. Точность речи.
В теоретическом разделе собраны интерактивные таблицы по русскому языку для 5–11 классов, систематизирующие учебный материал по орфографии (задания 9–15):
Рис.8. Русский язык в таблицах, 11 класс
В Библиотеке интерактивных материалов (в разделе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ) можно выбрать тестовые и интерактивные упражнения на отработку конкретных орфограмм:
Задания 16–21 ЕГЭ посвящены пунктуации. В той же Библиотеке имеется теоретический раздел с интерактивными таблицами по пунктограммам:
Рис.10. Пунктуационные нормы русского языка.
Практические упражнения по пунктуационным правилам находятся в разделе «Русский язык. Материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ» в зависимости от конкретного типа:
Рис.11. Предложения с обособленными членами.
В заданиях 22–26 типового ЕГЭ нужно работать с текстом, по которому впоследствии пишется сочинение. Сложное задание 26 этого блока требует знания средств художественной выразительности, которое тоже можно отработать в интерактивном режиме:
Рис.12. Средства языковой выразительности
В разных целях можно использовать следующие разделы:
1) при изложении теоретического материала – визуализация знаний «Русский язык в таблицах, 5–11 кл.», «Русский язык в таблицах»;
2) при закреплении изложенного материала – «Русский язык. Материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ»;
3) в качестве контроля и проверки – «Русский язык. Материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ» (тестовые и интерактивные задания).
Опыт показывает, что дистанционные индивидуальные занятия со школьниками по русскому языку в летний период под руководством опытных учителей-репетиторов приносят детям большую пользу, особенно если детский отдых организован наилучшим образом.
Замечено, что обучение в новом учебном году проходит успешнее, если летом дети поддерживали свои знания в хорошем состоянии, достаточно много времени отдыхая на свежем воздухе и чередуя отдых с интеллектуальной нагрузкой, целенаправленно повторяя или изучая необходимый учебный материал под руководством учителя-репетитора, грамотно обеспечивающего такую нужную детям интеллектуальную нагрузку.
Учитель-репетитор приобретает возможность, пользуясь преимуществами платформы «1С:Урок», разработанными для дистанционного обучения, учитывать потребности каждого ученика, создавать персональную программу обучения, гибкий график занятий, адаптировать занятия русским языком под конкретные запросы и быстро вносить коррективы в учебный процесс.
Репетиторы, пользующиеся платформой «1С:Урок», в процессе дистанционного обучения школьников в летнее время могут получить ответ на любой свой вопрос, обращаясь к разработчикам платформы.
Надеемся на сотрудничество.
преподаватель русского языка и литературы,
БПОУ ВО "Череповецкий строительный колледж им. А.А.Лепехина" (г.Череповец).