Финансовая грамотность – это не только понимание основ экономики, но и способность принимать обоснованные решения в повседневной жизни. Такая способность в современном мире становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. Это, прежде всего, умение управлять деньгами, планировать свой бюджет и принимать обоснованные финансовые решения. Это навыки, которые необходимо развивать у детей начиная со школьного возраста.
Поговорим о подходах к обучению детей финансовой грамотности и методах, которые помогут ученикам научиться управлять деньгами.
Первый шаг к финансовой грамотности – это объяснение детям, что такое деньги и зачем они нужны. Можно начать с простых вопросов: «Что такое деньги?», «Почему мы их используем?» и «Как мы их зарабатываем?». Для лучшего понимания детьми понятия деньги, правильного их применения и способов зарабатывания можно использовать наглядные примеры, такие как игрушечные деньги или монеты, чтобы дети могли видеть и понимать, что такое деньги и как они «работают».
Полезно научить детей составлять простой бюджет. Необходимо объяснить, что бюджет – это план, который помогает управлять доходами и расходами. Можно предложить детям создать бюджет для своих целей с использованием карманных денег для оплаты, например, при покупке игрушки. Это поможет им понять, как распределять деньги и делать выбор между желаниями и возможностями.
Целесообразно научить детей различать, что им действительно нужно, а что они просто хотят приобрести, не понимая для чего. Проведение специальных несложных занятий может помочь научить детей составлять список своих желаний и реальных потребностей. Желательно обсудить, как можно расставить приоритеты и принять решение о расходах.
Отличное интерактивное задание для детей 5–6 классов, позволяющее познакомить учеников с понятиями «жизненные цели» и «финансовый план» (рис. 1), можно найти на образовательном портале «1С:Урок». Здесь представлена наглядная и полезная информация.
Рис.1 Ресурс "Жизненные цели и финансовый план"
Наличие у детей карманных денег поможет им применять полученные знания на практике. Нужно обсудить с ними, как они должны спланировать траты, используя «свои» деньги, и помочь им сделать анализ собственных решений. Если ребенок хочет сам купить себе, например, новую игрушку, уместно спросить, собирается ли он копить деньги и как долго он будет копить. Стоит ли это делать?
В связи с этим важно не упустить момент и научить детей быть ответственными покупателями. Нужно обсудить, как выбирать качественный товар, что нужно сравнить цены.
Полезно обсудить вопрос о том, как можно «зарабатывать» деньги. Это может быть небольшая работа по дому, помощь соседям или участие в детских бизнес-проектах, например продажа лимонада.
Хорошо при этом использовать игровые методы и современные технологии. Включая в обучение игры, связанные с деньгами, можно использовать настольные игры, например, такие как «Монополия», или специализированные мобильные приложения, которые обучают финансовой грамотности в игровой форме.
На сайте «1С:Урок» этому посвящен целый раздел с ресурсами «Финансовой грамотности». Интерактивная форма подачи информации интересна и полезна не только школьникам, но и многим взрослым.
Внедряя основы управления деньгами в образовательный процесс, мы помогаем тем самым нашим ученикам подготовиться к будущей жизни. Применение же разнообразных методов и выбор подходов к решению вопроса «Нужно ли учить школьников финансовой грамотности?» делает практические занятия интересными и увлекательными, что позволяет постепенно и ненавязчиво формировать важный навык, который в будущем поможет детям стать ответственными и самостоятельными взрослыми.
Автор:
Полякова Анна Александровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Школа №113.
На портале вы можете найти бесплатный курс по обучению школьников финансовой грамотности: