Проектное обучение занимает все более важное место в современном образовательном процессе. Этот подход к обучению в школе позволяет не только углубить знания учащихся в различных предметах, но и развить важнейшие навыки: критическое мышление и креативность как соответствующие компетенции.
Прежде чем дать определения критического мышления и креативности (творческих способностей), попытаемся раскрыть понятие «проектное обучение».
Под проектным обучением понимается метод, при котором учащиеся работают над реализацией конкретного проекта. Обычно этот проект включает в себя исследование, разработку и представление результатов своей работы. Ученики работают и индивидуально, и в группах. Групповая работа способствует развитию сотрудничества и коммуникационных навыков.
Проектное обучение – это эффективный подход к развитию критического мышления и креативности (творческих способностей) школьников.
Критическое мышление мы рассматриваем как способность анализировать информацию, оценивать аргументы и делать обоснованные выводы. Чтобы развить такую способность, необходимы определенные условия. К ним мы относим исследовательскую деятельность, анализ проблем, обсуждение и критику.
Рассмотрим условия, которые создает проектное обучение для развития критического мышления.
Во-первых, это исследовательская деятельность.
Учащиеся изучают выбранную тему, собирают информацию из различных источников. Это помогает им критически оценивать достоверность и значимость данных. Важным инструментом для успешной реализации проектной деятельности является использование образовательных онлайн-ресурсов. В поиске информации, организации работы над проектом и представлении результатов помогает, например, портал «1С:Урок» https://urok.1c.ru/library/ . Здесь учащиеся могут найти разнообразные материалы и инструменты для своей работы. Благодаря таким ресурсам проектная деятельность становится не только доступной для школьников, но и увлекательной.
Во-вторых, анализ проблем.
В процессе работы над проектом учащиеся сталкиваются с различными проблемами, которые необходимо решить. Так они учатся подходить к задачам с разных сторон, рассматривать альтернативные решения и обосновывать свои выборы.
В-третьих, это обсуждение и критика.
Для обсуждения и критики нужна групповая работа, которая помогает школьникам обмениваться мнениями. Они учатся аргументировать свои позиции. Так развивается не только критическое мышление. В это время учащиеся учатся уважать чужое мнение.
Креативность – это способность генерировать новые идеи и подходы.
Проектное обучение стимулирует креативность, во-первых, через свободу выбора. Когда учащиеся выбирают тему своего проекта, у них появляется возможность исследовать интересующие их вопросы, что зачастую становится источником креативного мышления; во-вторых, через практическую реализацию, когда учащиеся воплощают свои идеи в реальные проекты. Все это развивает их творческие способности (креативность) и делает их уверенными в своих силах.
Перечислим примеры проектного обучения, позволяющие эффективно развивать критическое мышление и креативность. К ним можно отнести следующие:
-
экологические проекты (проект по улучшению экологической ситуации в своем районе, применение критического анализа текущих условий и разработка креативных (творческих) решений, например, проект создания системы раздельного сбора мусора);
-
социальные инициативы (проект помощи пожилым людям в сообществе, включающий исследование их нужд и предложения оригинальных способов поддержки, таких как организация добровольческих (волонтерских) мероприятий);
-
творческие мастерские (работа над созданием собственных художественных или научных проектов, которые потом представляются на выставках, что развивает как креативное мышление, так и навыки самопрезентации).
Проектный подход в начальной школе открывает перед учениками широкие горизонты для обучения и развития. Он делает процесс обучения более увлекательным, помогает формировать полезные на протяжении всей жизни практические навыки.
Успешные проекты показывают, что проектную деятельность можно использовать в образовательном процессе, создавая таким образом условия для развития креативных и критически мыслящих личностей.
Автор:
Полякова Анна Александровна,
учитель начальных классов,
ГБОУ Школа №113 г.Москвы.