Проектные задачи на уроке русского языка  с помощью ЦОР «1С:Урок»
Мы в социальных сетях:

Проектные задачи на уроке русского языка с помощью ЦОР «1С:Урок»

дата публикации 24 Мая 2024

Целью обучения и ключевым показателем успешной реализации ФГОС в общеобразовательном учреждении является уровень сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся.

Одним из способов достижения поставленной цели может быть решение проектных задач с заданиями, целенаправленно стимулирующими систему действий учащихся, которые направляются на получение еще никогда не существовавшего в их практике различного результата: и материального (например, словарик), и нематериального (качественное изменение самого учащегося).

Однако проектные задачи в существующих учебниках по русскому языку либо отсутствуют, либо представлены в небольшом количестве. Поэтому учителю приходится заниматься поиском нужного материала для проведения подобной учебной работы.

Существенным подспорьем в решении данного вопроса служат ресурсы, размещенные на образовательной платформе «1С:Урок», а именно виртуальные уроки по русскому языку для 5–11 классов.

Например, при изучении раздела «Имя существительное» можно предложить подготовку инструкции по определению категории одушевленности и неодушевленности у существительного как проектную задачу, а в качестве мобилизующего этапа – использовать фрагмент виртуального урока по русскому языку под названием «Привидение – это кто? или что?» (рис. 1):

Рисунок 1. Виртуальный урок «Привидение – это кто? или что?»

При изучении темы «Глагол» уместно предложить проектную задачу, позволяющую ученикам опытным путем выявить глаголы, не имеющие формы 1-го лица.

В качестве образовательного продукта ученики могут создать словарик глаголов, не имеющих в русском языке формы 1-го лица (рис. 2):


Рисунок 2. Виртуальный урок «Побежу?.. Победю?»

Сравнительный анализ двух частей речи: имени существительного и глагола – можно осуществить, выполняя проектную задачу после фрагмента виртуального урока на тему «Почему одни склоняются, а другие – спрягаются?» (рис. 3):


Рисунок 3. Виртуальный урок «Почему одни склоняются, а другие – спрягаются?»

В результате работы над проектными задачами у учащихся постепенно формируется целостное представление о языковых процессах, происходящих в русском языке. Опора на ресурсы образовательной платформы «1С:Урок», размещенные в папке «Интересные вопросы по русскому языку», при создании проектной задачи позволяет учителю более успешно достигать цели обучения, уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся.

Виртуальный урок построен таким образом, что дает ответы на все поставленные в начале урока вопросы, поэтому на мобилизующем этапе урока необходимо использовать лишь его фрагмент. Дальнейшее рассуждение виртуального учителя на уроке можно применить для подтверждения или опровержения результатов исследования учащихся.

Проектные задачи на уроках русского языка позволяют сформировать регулятивные универсальные учебные действия, а ресурсы платформы «1С: Урок» обеспечивают учителя необходимым материалом для создания таких задач.

Рахимова Светлана Ривнеровна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ Гимназия города Лабытнанги.