Последние новости
дата публикации 16 Мая 2024
ЛЕТО В ПОДАРОК
дата публикации 15 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 12 Апреля 2024
С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!
Урок химии. Учимся сравнивать с «1С:Урок».
Мы в социальных сетях:

Урок химии. Учимся сравнивать с «1С:Урок».

дата публикации 07 Мая 2024

Сравнение – это одно из базовых логических действий, состоящих в установлении сходства (общих признаков) и различия (отличительных признаков) между объектами. Объектами сравнения в курсе химии могут быть химические элементы, атомы, вещества, виды химических связей, типы кристаллических решёток, химические и физические явления, их признаки, а также химические понятия, факты, явления, события, приёмы работы с оборудованием и способы выполнения заданий.

Признаками, по которым проводят сравнение, могут быть:

  • свойства объекта;

  • отношения между данным объектом и другими объектами;

  • составные части объекта, их свойства и отношения между частями.

Важно уметь различать сопоставление (выделение свойств, общих для ряда объектов) и противопоставление (определение признаков, по которым объекты отличаются). В мыслительной деятельности эти действия выполняются в единстве. В учебной деятельности они чаще всего осуществляются последовательно и им необходимо специально учиться.

Интерактивные материалы «1С:Урок» (иллюстрации, видеофрагменты, схемы, графики и др.) позволяют проводить сравнение различных объектов, совершенствуя это важное универсальное учебное действие.

Используя иллюстрацию (рис. 1), можно сравнить растворы уксусной и соляной кислот по одному признаку – электропроводности.

1.png

Рис. 1. Электропроводность соляной и уксусной кислот (иллюстрация)

На иллюстрации (рис. 2) имеется таблица с информацией о высших оксидах элементов-неметаллов и легенда к ней. Признаки, по которым можно сравнивать высшие оксиды неметаллов, уже указаны, что облегчает выполнение сравнения. Работа с данным интерактивным объектом способствует не только развитию умения сравнивать, но и формированию умений кодировать и декодировать информацию.

2.png
Рис. 2. Высшие оксиды неметаллов

Работая с рисунком 3, можно провести сравнение по нескольким признакам: агрегатное состояние, цвет, блеск, предложив учащимся определить их самостоятельно.

3.jpgРис. 3. Металлы

Для оформления результатов сравнения физических свойств металлов удобно использовать таблицу.

Annotation 2024-05-07 121514.png

Применение на уроке диаграммы (рис. 4) позволяет провести сравнение не только качественно, но и количественно.

Annotation 2024-05-07 121800.png

Рис. 4. Мировой спрос на пластмассы (2018 г.)

Видеофрагменты (рис. 5) могут быть использованы для сравнения процессов, протекающих с веществами.

5.png

Рис. 5. Окисление органических веществ перманганатом калия

Итак, сравнение, как универсальное учебное действие, используется в обучении химии очень широко: при изучении нового материала, его осмыслении, уточнении, обобщении и систематизации, при применении в различных условиях.

                                                                                                  

Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск