Сравнение – это одно из базовых логических действий, состоящих в установлении сходства (общих признаков) и различия (отличительных признаков) между объектами. Объектами сравнения в курсе химии могут быть химические элементы, атомы, вещества, виды химических связей, типы кристаллических решёток, химические и физические явления, их признаки, а также химические понятия, факты, явления, события, приёмы работы с оборудованием и способы выполнения заданий.
Признаками, по которым проводят сравнение, могут быть:
-
свойства объекта;
-
отношения между данным объектом и другими объектами;
-
составные части объекта, их свойства и отношения между частями.
Важно уметь различать сопоставление (выделение свойств, общих для ряда объектов) и противопоставление (определение признаков, по которым объекты отличаются). В мыслительной деятельности эти действия выполняются в единстве. В учебной деятельности они чаще всего осуществляются последовательно и им необходимо специально учиться.
Интерактивные материалы «1С:Урок» (иллюстрации, видеофрагменты, схемы, графики и др.) позволяют проводить сравнение различных объектов, совершенствуя это важное универсальное учебное действие.
Используя иллюстрацию (рис. 1), можно сравнить растворы уксусной и соляной кислот по одному признаку – электропроводности.
Рис. 1. Электропроводность соляной и уксусной кислот (иллюстрация)
На иллюстрации (рис. 2) имеется таблица с информацией о высших оксидах элементов-неметаллов и легенда к ней. Признаки, по которым можно сравнивать высшие оксиды неметаллов, уже указаны, что облегчает выполнение сравнения. Работа с данным интерактивным объектом способствует не только развитию умения сравнивать, но и формированию умений кодировать и декодировать информацию.
Рис. 2. Высшие оксиды неметаллов
Рис. 3. Металлы
Рис. 4. Мировой спрос на пластмассы (2018 г.)
Видеофрагменты (рис. 5) могут быть использованы для сравнения процессов, протекающих с веществами.
Рис. 5. Окисление органических веществ перманганатом калия
Итак, сравнение, как универсальное учебное действие, используется в обучении химии очень широко: при изучении нового материала, его осмыслении, уточнении, обобщении и систематизации, при применении в различных условиях.
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск