В Библиотеке интерактивных материалов «1С:Урок» имеются различные интересные ресурсы: иллюстрации (фотографии, фотографии с формулами и другим текстом), анимации, видеофрагменты. Их можно использовать для создания мемов – единиц информации, которые заключают в себе множество смыслов.
Применение мемов в учебном процессе способствует развитию у обучающихся умений анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, приводить доказательства, осуществлять коммуникацию, а также формированию творческих способностей (при самостоятельной разработке школьниками мемов).
Мемы, которые можно использовать при обучении химии, условно можно разделить на несколько групп.
На рисунке 1 представлены мемы, созданные на основе фотографий, содержащих информацию о веществах и модели молекул веществ. Они предназначены для акцентирования внимания обучающихся на свойствах веществ, их строении. В верхней части мема используется вопрос «Узнал меня?», а в нижней части – описание некоторых характеристик веществ.
Рис. 1. Мемы, посвящённые некоторых веществам
Мемы на рисунке 2 объединяет процесс, который происходит с веществами, – горение. Их можно рассматривать каждый отдельно, а можно использовать для сравнения и обобщения информации по этой теме, выявляя как общие признаки горения, так и индивидуальные особенности этого процесса для разных веществ.
Рис. 2. Мемы, созданные на основе фотографий, изображающих горение веществ
В курсе химии изучается большое число качественных реакций. Запомнить их признаки, научиться формулировать выводы о наличии в растворе того или иного вещества помогут мемы, созданные на основе фотографий качественных реакций (рис. 3).
Запоминать закономерности в химии также намного легче, если использовать мемы. Яркий пример этого приведён на рисунке 4.
Рис. 3. Мем, созданный на основе фотографии, изображающей качественную реакцию
Рис. 4. Мем, отражающий закономерности изменения радиусов атомов в периодической системе
Рис. 5. Мемы, показывающие особенности образования ионной связи
Текст, содержащийся в меме, может быть не только вопросом, междометием, краткой информацией, но и … пословицей или поговоркой. Пословицы и поговорки, отражающие восприятие природы, стремление человека познать окружающий мир, в том числе вещества, очень удобно использовать как дополнительный источник знаний при изучении химии.
На рисунке 6 две формы таких мемов. Один мем (рис. 6а) создан на основе пословицы-загадки, второй (рис. 6б) – на основе пословицы, в которой пропущено одно слово.
Рис. 6. Мемы с загадками и поговорками о поваренной соли
Аналогичный приём (пропуск слова в пословице) используется и в мемах, представленных на рисунке 7. Эти иллюстрации показывают разную информацию о ржавлении: рисунок 7а – информация о том, что ржавление – это процесс, происходящий с железом (а не другими металлами), рисунок 7б – сведения об одном из признаков ржавления, рисунок 7в – рассуждение о том, что ржавление – это процесс, приводящий к порче изделий.
Рис. 7. Мемы с поговорками о ржавчине
В пословицах и поговорках могут упоминаться или сравниваться два вещества. Мемы, содержащие такие пословицы, включают фотографию одного из веществ (например, рисунок 8).
На рисунке 9 представлен мем, созданный на основе кадра из видеофрагмента, к которому также подобрана пословица. Этот мем позволяет запомнить правило о взаимодействии металлов с солями в растворах.
Рис. 8. Мем, созданный с использованием пословицы и изображения медной пластины
Рис. 9. Мем, созданный на основе одного из кадров видеофрагмента химического эксперимента
Приведённые в статье описания мемов помогут вам самостоятельно создавать мемы, используя интерактивные материалы «1С:Урок» (иллюстрации, видеофрагменты, схемы и др.), и применять их в процессе обучения.
учитель химии МОУ «СОШ № 14»
Г. о. Подольск.