Кроссворды в обучении – это одна из форм контроля и организации усвоения обучающимися изученного материала. Составление кроссвордов учащимися предполагает их активную поисковую и коммуникативную деятельность, т. е. направлено на достижение не только предметных, но и метапредметных результатов.
Рассмотрим организацию работы обучающихся на уроках химии с интерактивным ресурсом «1С: Урок», представляющим собой гипертекст (рис.1).
На основе данного материала можно предложить обучающимся составить кроссворд «Физические свойства веществ».
Начать работу следует с выяснения того, какие физические свойства веществ указаны в тексте. Затем обсудить, какие из понятий не могут быть использованы при составлении кроссворда (например, температуры плавления или кипения, так как эти понятия представляют собой словосочетания). В результате этой деятельности будет составлен список слов для сетки кроссворда.
Затем обучающиеся формулируют для каждого из выбранных слов определение, используя имеющиеся знания и при необходимости дополнительные источники информации.
Для усиления творческого характера данной работы можно предложить учащимся использовать не определения понятий, а, например, пословицы и поговорки, в которых «зашифрованы» физические свойства веществ. Например:
Такой подход к составлению кроссворда позволяет формировать у обучающихся межпредметные связи с литературой.
В заключение обучающиеся составляют сетку кроссворда. Для этого обычно используются различные интернет-ресурсы.
Обучающиеся, используя ссылку, могут «поделиться» с одноклассниками составленным интерактивным кроссвордом или отправить работу учителю на проверку.
Такая работа с текстом позволит создать мотивацию к изучению химии.
Купцова А. В., к.п.н., учитель химии
МОУ «СОШ № 14», г. о. Подольск
Начать работу следует с выяснения того, какие физические свойства веществ указаны в тексте. Затем обсудить, какие из понятий не могут быть использованы при составлении кроссворда (например, температуры плавления или кипения, так как эти понятия представляют собой словосочетания). В результате этой деятельности будет составлен список слов для сетки кроссворда.
Затем обучающиеся формулируют для каждого из выбранных слов определение, используя имеющиеся знания и при необходимости дополнительные источники информации.
Для усиления творческого характера данной работы можно предложить учащимся использовать не определения понятий, а, например, пословицы и поговорки, в которых «зашифрованы» физические свойства веществ. Например:
- У утреннего часа золото во рту. (Цвет)
- Если золото всплыло — правда утонет. (Плотность)
- Сколько не бей по железу, ему все нипочём. (Твёрдость)
- Снег холодный, а от стужи укрывает. (Теплопроводность)
- Мёдом больше мух ловят, чем уксусом. (Запах)
Такой подход к составлению кроссворда позволяет формировать у обучающихся межпредметные связи с литературой.
В заключение обучающиеся составляют сетку кроссворда. Для этого обычно используются различные интернет-ресурсы.
Обучающиеся, используя ссылку, могут «поделиться» с одноклассниками составленным интерактивным кроссвордом или отправить работу учителю на проверку.
Такая работа с текстом позволит создать мотивацию к изучению химии.
Купцова А. В., к.п.н., учитель химии
МОУ «СОШ № 14», г. о. Подольск