Последние новости
Учимся выявлять закономерности
Мы в социальных сетях:

Учимся выявлять закономерности

дата публикации 13 Ноября 2023
У учебного предмета «Химия» есть большие возможности для формирования у обучающихся одного из важнейших базовых логических универсальных учебных действий – выявления закономерностей в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.

Закономерность – это существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь количеств и свойств объектов и явлений реального мира.

В библиотеке интерактивных материалов «1С:Урок» имеются иллюстрации, с помощью которых можно эффективно развивать умение обучающихся выявлять закономерности на материале химии.

В иллюстрациях (рис. 1–4) сведения о соединениях химических элементов-неметаллов представлены не в виде текста, а с помощью таблицы и легенды к ней, в которых цветом символов и ячеек, начертанием букв зашифрована вся информация. Это также позволяет формировать у обучающихся способность декодировать информацию, переводить её из одного вида в другой, а также тренирует внимание.

Иллюстрация (рис. 1) содержит сведения о высших оксидах неметаллов. На основе анализа таблицы обучающиеся могут:
  • сформулировать закономерность изменения устойчивости высших оксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;
  • выявить закономерность изменения типа кристаллической решётки высших оксидов элементов-неметаллов в периоде;
  • убедиться в отсутствии явной закономерности взаимодействия высших оксидов элементов-неметаллов с водой.

1.png

Рис. 1. Высшие оксиды неметаллов


Иллюстрация (рис. 2) содержит сведения о высших оксидах неметаллов. На основе анализа таблицы обучающиеся могут:

  • выявить закономерность изменения силы высших гидроксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;

  • определить закономерность условий дегидратации высших гидроксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;

  • сформулировать закономерность изменения окружения центрального атома в высших гидроксидах элементов-неметаллов кислородом в группах;

  • отметить отсутствие изменения окружения центрального атома в высших гидроксидах элементов-неметаллов кислородом в периодах.

3456.png

Рис. 2. Высшие гидроксиды неметаллов

Иллюстрация (рис. 3) позволяет сформулировать закономерности  изменения условий реакции водородных соединений элементов-неметаллов с кислородом в периодах и группах. Эту же иллюстрацию удобно использовать для выполнения заданий на составление уравнений реакций горения в кислороде водородных соединений элементов-неметаллов в 8 классе.

987.png

Рис. 3. Реакции водородных соединений неметаллов с кислородом

Необходимо отметить, что все приведённые в статье иллюстрации можно использовать не только при работе с сайтом «1С:Урок» в режиме онлайн, но и сохранить на компьютере, распечатать и изготовить раздаточный материал для урока.

Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск