Закономерность – это существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь количеств и свойств объектов и явлений реального мира.
В библиотеке интерактивных материалов «1С:Урок» имеются иллюстрации, с помощью которых можно эффективно развивать умение обучающихся выявлять закономерности на материале химии.
В иллюстрациях (рис. 1–4) сведения о соединениях химических элементов-неметаллов представлены не в виде текста, а с помощью таблицы и легенды к ней, в которых цветом символов и ячеек, начертанием букв зашифрована вся информация. Это также позволяет формировать у обучающихся способность декодировать информацию, переводить её из одного вида в другой, а также тренирует внимание.
Иллюстрация (рис. 1) содержит сведения о высших оксидах неметаллов. На основе анализа таблицы обучающиеся могут:
- сформулировать закономерность изменения устойчивости высших оксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;
- выявить закономерность изменения типа кристаллической решётки высших оксидов элементов-неметаллов в периоде;
- убедиться в отсутствии явной закономерности взаимодействия высших оксидов элементов-неметаллов с водой.
Рис. 1. Высшие оксиды неметаллов
Иллюстрация (рис. 2) содержит сведения о высших оксидах неметаллов. На основе анализа таблицы обучающиеся могут:
-
выявить закономерность изменения силы высших гидроксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;
-
определить закономерность условий дегидратации высших гидроксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;
-
сформулировать закономерность изменения окружения центрального атома в высших гидроксидах элементов-неметаллов кислородом в группах;
-
отметить отсутствие изменения окружения центрального атома в высших гидроксидах элементов-неметаллов кислородом в периодах.
Рис. 2. Высшие гидроксиды неметаллов
Иллюстрация (рис. 3) позволяет сформулировать закономерности изменения условий реакции водородных соединений элементов-неметаллов с кислородом в периодах и группах. Эту же иллюстрацию удобно использовать для выполнения заданий на составление уравнений реакций горения в кислороде водородных соединений элементов-неметаллов в 8 классе.
Рис. 3. Реакции водородных соединений неметаллов с кислородом
Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск