Последние новости
дата публикации 15 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 12 Апреля 2024
С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!
дата публикации 08 Апреля 2024
Вебинар для учителей математики
дата публикации 04 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 28 Марта 2024
Вебинар для учителей русского языка
Учимся выявлять закономерности
Мы в социальных сетях:

Учимся выявлять закономерности

дата публикации 13 Ноября 2023
У учебного предмета «Химия» есть большие возможности для формирования у обучающихся одного из важнейших базовых логических универсальных учебных действий – выявления закономерностей в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.

Закономерность – это существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь количеств и свойств объектов и явлений реального мира.

В библиотеке интерактивных материалов «1С:Урок» имеются иллюстрации, с помощью которых можно эффективно развивать умение обучающихся выявлять закономерности на материале химии.

В иллюстрациях (рис. 1–4) сведения о соединениях химических элементов-неметаллов представлены не в виде текста, а с помощью таблицы и легенды к ней, в которых цветом символов и ячеек, начертанием букв зашифрована вся информация. Это также позволяет формировать у обучающихся способность декодировать информацию, переводить её из одного вида в другой, а также тренирует внимание.

Иллюстрация (рис. 1) содержит сведения о высших оксидах неметаллов. На основе анализа таблицы обучающиеся могут:
  • сформулировать закономерность изменения устойчивости высших оксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;
  • выявить закономерность изменения типа кристаллической решётки высших оксидов элементов-неметаллов в периоде;
  • убедиться в отсутствии явной закономерности взаимодействия высших оксидов элементов-неметаллов с водой.

1.png

Рис. 1. Высшие оксиды неметаллов


Иллюстрация (рис. 2) содержит сведения о высших оксидах неметаллов. На основе анализа таблицы обучающиеся могут:

  • выявить закономерность изменения силы высших гидроксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;

  • определить закономерность условий дегидратации высших гидроксидов элементов-неметаллов в периодах и группах;

  • сформулировать закономерность изменения окружения центрального атома в высших гидроксидах элементов-неметаллов кислородом в группах;

  • отметить отсутствие изменения окружения центрального атома в высших гидроксидах элементов-неметаллов кислородом в периодах.

3456.png

Рис. 2. Высшие гидроксиды неметаллов

Иллюстрация (рис. 3) позволяет сформулировать закономерности  изменения условий реакции водородных соединений элементов-неметаллов с кислородом в периодах и группах. Эту же иллюстрацию удобно использовать для выполнения заданий на составление уравнений реакций горения в кислороде водородных соединений элементов-неметаллов в 8 классе.

987.png

Рис. 3. Реакции водородных соединений неметаллов с кислородом

Необходимо отметить, что все приведённые в статье иллюстрации можно использовать не только при работе с сайтом «1С:Урок» в режиме онлайн, но и сохранить на компьютере, распечатать и изготовить раздаточный материал для урока.

Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск