Последние новости
дата публикации 15 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 12 Апреля 2024
С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!
дата публикации 08 Апреля 2024
Вебинар для учителей математики
дата публикации 04 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 28 Марта 2024
Вебинар для учителей русского языка
Работа с иллюстрациями на уроках химии
Мы в социальных сетях:

Работа с иллюстрациями на уроках химии

дата публикации 29 Июня 2023

В библиотеке интерактивных материалов «1С:Урок» имеется такой вид цифровых образовательных ресурсов, как иллюстрации.

Некоторые иллюстрации, представленные в библиотеке «1С:Урок» (рис.1–3) представляют собой фотографию какого-либо объекта или явления крупным планом без текста, что позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на значимых деталях.

1.png

Рис. 1. Комплекс железа с фенолом

2.png

Рис. 2. Разложение нитрата свинца

 3.png

Рис. 3. Раствор брома в алкане

Большая часть иллюстраций (например, рис. 4) сопровождается дополнительным текстом, используя который можно организовать активную познавательную деятельность обучающихся.

4.png

Рис. 4. Серная кислота 

Бесцветная маслообразная жидкость, плотность 1,859 г/см3 при 0 °C и 1,834 г/см3  

при 10,37 °C, однако легко может быть переохлаждена ниже 0 °C без замерзания.

При 30–40 °C кислота начинает дымить и при дальнейшем нагревании выделяются пары SO3. Кипение начинается при 290 °C, и температура быстро поднимается,

пока не прекратится выделение SO3. Оставшийся гидрат с содержанием

98,3 % H2SO4 кипит при 338 °C.

Концентрированная серная кислота жадно поглощает влагу и является поэтому отличным осушителем.

Упоминания о серной кислоте впервые встречаются у арабских и европейских алхимиков. Ее получали, прокаливая на воздухе железный купорос (сульфат железа (II)):

5.png

Выделяющиеся пары серного ангидрида (SO3) конденсировали. Поглощая влагу, они превращались в олеум. Концентрированную серую кислоту называли купоросным маслом.

Приведём примеры вопросов для работы с текстом, имеющемся на рисунке 4.

1.     Какие тривиальные названия веществ встречаются в тексте?

2.     Объясните этимологию названия «купоросное масло»?

3.     К каким классам неорганических соединений относят эти вещества?

4.     Является ли серная кислота летучей (стабильной) при комнатной температуре?

5.     Какое свойство серной кислоты позволяет использовать её в качестве осушителя?

6.     Какие физические явления упоминаются в тесте?

7.     К какому типу химических реакций по признаку «число и состав реагентов и продуктов реакции» относится способ получения серного ангидрида из железного купороса?

В библиотеке интерактивных материалов «1С:Урок» есть иллюстрации, содержащие не только фотографию объекта, но и дополнительные сведения о нём в виде рисунка (кристаллические решётки вещества, рис. 5) или небольшого текста (например, формулы веществ, рис. 6). Они позволяют показать взаимосвязь между строением вещества и его свойствами, проанализировать происходящие процессы. 

51.png

Рис. 5. Лёд

 6.png  

Рис. 6. Получение гидроксида железа(III)

Очень информативны иллюстрации, изображающие взаимосвязь между веществами образованными определённым химическим элементом, например, рисунок 7. На них указаны не только возможные степени окисления элемента и агрегатные состояния веществ (при 20 °С), но и возможные превращения веществ, условия протекания реакций, их типы (по разным признакам). Эти наглядные пособия можно использовать как при изучении нового материала, так и при его закреплении.

В заключении необходимо отметить, что все ресурсы учитель может скачать и сохранить у себя на компьютере. Это позволит, во-первых, разместить их так, чтобы ими удобно было пользоваться конкретному преподавателю, во-вторых, не зависеть от Интернет-соединения.

7.png

Рис. 7. Свойства соединений азота


Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,

учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск