Итоги ОГЭ 2022 года по математике выявили основные проблемы, определяющие недостаточное число выпускников с уровнем подготовки, который необходимым для успешного продолжения обучения в профильных классах:
-
непонимание логической связи в заданиях, отсутствие умения концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами;
-
недостаточные геометрические знания у значительной части учащихся;
-
неумение проводить анализ условия задачи, искать пути решения, применять известные алгоритмы в измененной ситуации;
-
неразвитость регулятивных умений: находить и исправлять собственные ошибки
Наименее сформированными у школьников на базовом уровне, а также получивших отметку «4» и «5» по результатам экзамена, оказались такие умения как:
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (задания № 2, 3, 4, 5),
-
строить и исследовать простейшие математические модели,
-
выполнять преобразование алгебраических выражений и решать уравнения повышенного уровня сложности,
-
решать текстовые задачи.
Также недостаточно сформированы умения работать с элементами функциональной линии, с геометрическими задачами повышенного и высокого уровней сложности. И особенно это относиться к умениям проводить доказательные рассуждения.
Рассмотрим пример того, как можно использовать ресурсы цифровой библиотеки «1С:Урок» для выполнения многих из основных рекомендаций по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «Математика» для успешной сдачи ОГЭ.
Осуществление регулярной работы по развитию и совершенствованию уровня вычислительных навыков учащихся.
Для устной работы на уроке можно использовать задания для самостоятельной работы, математические диктанты, проблемы-упражнения по ранее пройденным темам. Эти задания содержат материал как на базовом, так и углубленном уровнях. Такие задания можно найти в учебных пособиях по математике для 5-6 классов и по алгебре для 7-9 классов.
5 класс Самостоятельная работа
5 класс Математический диктант
Повышение наглядности при изучении не только геометрического материала, но и алгебраического.
При решении задач с параметром можно осуществлять демонстрацию рассуждений при проведении анализа условия задачи и поиска условий пересечения линий, заданных различными уравнениями (как правило прямой с прямой, параболой, гиперболой). Для этой цели хорошо подходят интерактивные модели параметрических графиков функций. Эти же модели помогут при визуализации построения кусочно-заданных графиков, при использовании графика квадратичной функции при решении квадратных неравенств или применении графических представлений при объяснении смысла понятий уравнения с двумя переменными, решения системы уравнений с двумя переменными и т.д.
Изучение тем «Решение задач с помощью уравнений» и «Решение задач с помощью систем уравнений».
Этим темам в школьном курсе математики следует уделять повышенное внимание, так как при решении текстовых задач важным является обоснованное составление и решение математической модели. Поэтому для формирования навыков решения текстовых задач с помощью уравнений и их систем надо учить школьников переформулировать условие, выделять используемые величины и определять отношения между ними. Эту работу необходимо вести уже с 5 класса, и среди цифровых ресурсов библиотеки «1С:Урок» содержится нужный для этого учебный материал.
5 класс Проблема - упражнение 5
Пересмотр методов, приёмов и средств, применяемых при изучении содержательных линий школьного курса математики: «Геометрия», «Функции и графики».
При изучении этих предметно-содержательных линий наблюдается наибольшая формализация знаний и умений школьников, что негативно сказывается на продолжении их математического образования.
Библиотека «1С:Урок» содержит много материалов для отработки знаний и умений работы с функциями и их графиками на базовом и углубленном уровне. Упражнения подобраны так, чтобы ученик постепенно продвигался от простого к более сложному уровню.
Обучение школьников приёмам самоконтроля, умению оценивать результаты выполненных действий с точки зрения здравого смысла; проверять ответ на правдоподобность, прикидывать границы результата.
Этим приемам способствуют простые упражнения в материалах 5 класса, и более сложные в материалах 7 и 8 класса.
Также в библиотеке содержатся материалы для печати: учебники по темам, задачник и рабочая тетрадь, которые можно использовать для изучения и повторения, закрепления теории, отработки навыков решения упражнений.
Успешной основой сдачи экзамена по математике является качественное и системное изучение математики, отсутствие пробелов в базовых математических знаниях. Ресурсы «1С:Урок» обладают богатым и содержательным учебным материалом для подготовки школьников к ОГЭ, ведь они ориентированы не на «натаскивание», а на «понимание».
Артыкова Гульнара Турсуновна,
Преподаватель ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум.