Последние новости
дата публикации 15 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 12 Апреля 2024
С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!
дата публикации 08 Апреля 2024
Вебинар для учителей математики
дата публикации 04 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 28 Марта 2024
Вебинар для учителей русского языка
Развитие навыков устных и письменных вычислений
Мы в социальных сетях:

Развитие навыков устных и письменных вычислений

дата публикации 15 Марта 2023

Изучая математику с младшими школьниками, сталкиваешься с определёнными трудностями, обусловленными разными причинами, но имеющими под собой общую основу - непонимание математических закономерностей, которое  приводит в дальнейшем к ещё большим проблемам, непониманию, усталости и равнодушию. И, как следствие, нелюбви к предмету математики.

Основной целью обучения математике со старшими дошкольниками и первоклассниками я считаю доведённый до автоматизма навык устного счёта в пределах 20, а он невозможен без хорошего знания состава чисел. Расскажу, как работаю над обозначенными темами, используя материалы платформы «1С:Урок», располагающей довольно обширными возможностями.

Прежде всего хочется отметить, что все материалы, предназначенные для изучения основ математики, на платформе представлены красочными, хорошо озвученными, с игровыми элементами материалами, что очень важно в работе с младшими школьниками. При работе над составом числа в пределах 20 использую такие ресурсы, как «Состав числа», например, числа 11 (рис. 1):

1.png

Рис.1 Интерактивное задание «Состав числа 11»

Ресурс даёт возможность сбросить ответы и вернуться к началу (если был дан неправильный ответ). После заполнения лепестков идёт автоматическая проверка, что очень удобно при самостоятельной работе учеников с ресурсом. Организую работу по-разному, например, в форме индивидуального и парного соревнования («Кто быстрее соберёт букет для мамы», «Помоги пчёлкам собрать нектар» и т. д).

Так же закреплять навык знания состава числа помогают математические игры из раздела «Решение задач. Решение уравнений», например, игра «Дельфинарий» (рис. 2) на отработку взаимосвязи между результатами и компонентами действий в пределах двадцати.

Чтобы помочь дельфину забросить мяч в кольцо, необходимо усвоить и применить такие навыки: нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и вычитаемого, связь между результатами и компонентами вычислений. После правильно решённого примера дельфин одним ударом отправляет мяч в кольцо и звучит победный сигнал. Если же компонент найден неправильно, сигнал будет тревожным, призывающим подумать ещё раз!

Так же хорошо продуманы текстовые сигналы, появляющиеся при выборе нужного действия и ответа. Если ребёнок ошибается, появляются карточки с предупреждением «Подумай ещё!», «Знак выбран неверно!». Применяя эту игру, отрабатывается навык использования алгоритма при решении уравнений и нахождении неизвестного компонента: выбери знак, найди недостающее число, проверь решение.

2.png

Рис. 2 Интерактивная игра «Дельфинарий»

Также этот материал может быть использован при знакомстве и закреплении темы «Решение уравнений» по таким образовательным системам, как «Учусь учиться» (Л. Г. Петерсон, РО Занкова, «Школа 21 века»).

Разнообразные и богатые по содержательному контенту математические игры позволяют успешно организовать работу по темам, связанным с изучением письменных приёмов вычислений.

С учениками 3 класса при изучении темы «Письменные приёмы деления» очень хорошо помогает  игра «Помоги белочке подготовить запасы на зиму» (рис. 3)

Деление столбиком многозначных чисел является для современных учеников большой проблемой. Дети не понимают самого механизма деления: что куда записывать, как определять первое неполное делимое, сколько цифр будет в частном, и так далее. Все эти моменты можно отработать в игре.

3.png

Рис. 3 Интерактивная игра «Помоги белочке подготовить запасы на зиму»

Овладевая навыками письменного деления в игре, ребёнок не механически производит вычисления, а осознанно, что обеспечивает успешность в обучении в дальнейшем при работе с многозначными числами, когда примеры становятся сложнее.

Подводя итог, хочу отметить доступность разработанного цифрового контента, разнообразие форм и методов работы с ним, интеграцию в различные этапы работы, что повышает качество современного урока, позволяет строить обучение на современном уровне и получать хороший результат.


Морозова Нина Викторовна

Учитель МОУ «Деревянкская СОШ №5»

Республика Карелия