Использование видеофрагментов на уроках химии способствует достижению:
-
личностных результатов (коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений и др.);
-
метапредметных результатов (умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию, решать проблемные вопросы, участвовать в дискуссии, переводить информацию из одного вида в другой, оценивать правильность выполнения учебной задачи; излагать полученную информацию и др.);
-
предметных результатов (характеризовать основные методы познания, описывать свойства веществ, применять химический язык для описания наблюдаемого и др.).
Видеофрагменты по содержанию можно условно классифицировать на три группы:
1) видеофрагменты, иллюстрирующие теоретические вопросы (рис. 1), способствуют формированию научной картины мира, установление внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;
2) видеофрагменты, демонстрирующие физические и химические свойства веществ (рис. 2), расширяют химический кругозор, иллюстрируют связь эксперимента с теорией и практикой;
3) видеофрагменты, раскрывающие особенности химических производств, показывают связи между химическими реакциями, условиями их осуществления и научными принципами производства.
Рис. 1. Видеофрагмент «Возгонка иода»
Рис. 2. Видеофрагмент «Горение железа в кислороде»
Видеофрагменты можно использовать на разных этапах урока:
-
в начале урока для создания мотивации и актуализации знаний;
-
на любом этапе урока для постановки проблемных вопросов, ознакомления обучающихся с физическими и химическими свойствами веществ, с использованием химических знаний в практической деятельности человека;
-
в заключении урока для закрепления изученного материала, для проверки уровня достижения результатов обучения.
Эффективность работы с видеофрагментами повышается, если обучающиеся просматривают их не один раз. Для организации дополнительного просмотра можно в домашней работе предложить школьникам просмотреть видеофрагмент и выполнить задания к нему, в том числе, творческие. Например, обучающиеся могут составить кроссворд или опорный конспект, включающие названия веществ, процессов, химических терминов, о которых идёт речь в видеофрагменте или серии видеофрагментов.
Конечно, видеофрагменты не могут полностью заменить «живой» эксперимент, проводимый учителем или обучающимися. Однако просмотр роликов на уроках химии может способствовать:
-
увеличению объёма изучаемого материала (за счет экономии времени, так можно не демонстрировать подготовительный этап эксперимента (если он не несёт содержательной нагрузки), можно при необходимости увеличить скорость воспроизведения видео);
-
повышению эффективности самостоятельной деятельности обучающихся, формированию умений описывать опыты и формулировать выводы, составлять уравнения реакций по описанию, так как можно отключить озвучку видеоролика; предлагать обучающимся выполнить дополнительные задания, связанные с просмотренным материалом и заполнить таблицу.
Не всегда просмотр видеофрагментов доступен в режиме онлайн, поэтому важно создавать архив видеороликов, скачивая и распределяя их, например, по классам (8–11 классы). Это также позволит в любое время использовать видеоролик, отправив его обучающимся или коллегам.
Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск