Последние новости
дата публикации 15 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 12 Апреля 2024
С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!
дата публикации 08 Апреля 2024
Вебинар для учителей математики
дата публикации 04 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 28 Марта 2024
Вебинар для учителей русского языка
Использование видеофрагментов на уроках химии
Мы в социальных сетях:

Использование видеофрагментов на уроках химии

дата публикации 02 Декабря 2022
Видеофрагмент – это аудиовизуальное произведение. Оно может быть отснято специально по определённой теме или взято из фильма (художественного, документального, научно-познавательного и др.).

Использование видеофрагментов на уроках химии способствует достижению:
  • личностных результатов (коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений и др.);

  • метапредметных результатов (умения анализировать, сравнивать, обобщать информацию, решать проблемные вопросы, участвовать в дискуссии, переводить информацию из одного вида в другой, оценивать правильность выполнения учебной задачи; излагать полученную информацию и др.);

  • предметных результатов (характеризовать основные методы познания, описывать свойства веществ, применять химический язык для описания наблюдаемого и др.).


Видеофрагменты по содержанию можно условно классифицировать на три группы:

1) видеофрагменты, иллюстрирующие теоретические вопросы (рис. 1), способствуют формированию научной картины мира, установление внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;
2) видеофрагменты, демонстрирующие физические и химические свойства веществ (рис. 2), расширяют химический кругозор, иллюстрируют связь эксперимента с теорией и практикой;
3) видеофрагменты, раскрывающие особенности химических производств, показывают связи между химическими реакциями, условиями их осуществления и научными принципами производства.

Снимок экрана 2022-12-02 в 13.16.53.png

Рис. 1. Видеофрагмент «Возгонка иода»   

  Снимок экрана 2022-12-02 в 13.17.01.png

Рис. 2. Видеофрагмент «Горение железа в кислороде»

Видеофрагменты можно использовать на разных этапах урока:

  • в начале урока для создания мотивации и актуализации знаний;

  • на любом этапе урока для постановки проблемных вопросов, ознакомления обучающихся с физическими и химическими свойствами веществ, с использованием химических знаний в практической деятельности человека;

  • в заключении урока для закрепления изученного материала, для проверки уровня достижения результатов обучения.

Эффективность работы с видеофрагментами повышается, если обучающиеся просматривают их не один раз. Для организации дополнительного просмотра можно в домашней работе предложить школьникам просмотреть видеофрагмент и выполнить задания к нему, в том числе, творческие. Например, обучающиеся могут составить кроссворд или опорный конспект, включающие названия веществ, процессов, химических терминов, о которых идёт речь в видеофрагменте или серии видеофрагментов.

Конечно, видеофрагменты не могут полностью заменить «живой» эксперимент, проводимый учителем или обучающимися. Однако просмотр роликов на уроках химии может способствовать:

  1. увеличению объёма изучаемого материала (за счет экономии времени, так можно не демонстрировать подготовительный этап эксперимента (если он не несёт содержательной нагрузки), можно при необходимости увеличить скорость воспроизведения видео);

  2. повышению эффективности самостоятельной деятельности обучающихся, формированию умений описывать опыты и формулировать выводы, составлять уравнения реакций по описанию, так как можно отключить озвучку видеоролика; предлагать обучающимся выполнить дополнительные задания, связанные с просмотренным материалом и заполнить таблицу.

Снимок экрана 2022-12-02 в 13.17.16.png

Не всегда просмотр видеофрагментов доступен в режиме онлайн, поэтому важно создавать архив видеороликов, скачивая и распределяя их, например, по классам (8–11 классы). Это также позволит в любое время использовать видеоролик, отправив его обучающимся или коллегам.


Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,

учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск