Главное отличие новых стандартов от предыдущих – конкретизация и привязка результатов образования к реальным навыкам. К примеру, если в стандарте по географии ранее говорилось лишь про «формирование представлений и основополагающих теоретических знаний», то теперь результатом обучения должно стать «умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды». А по математике вместо «владения основами математических знаний» потребуется знать вполне конкретные таблицу умножения и теорему Пифагора. И не только знать, но и уметь применять их для решения математических задач.
В основу обновлённых ФГОС положен принцип вариативности образования, который отражает изменяющиеся потребности общества в различных сферах человеческой деятельности и учитывает психологические особенности обучающихся и возможности образовательных организаций. В настоящее время в стране акцент делается на подготовку инженерных кадров, развитие исследований, естественно-научной деятельности. Поэтому определены пять стратегически важных предметов – это математика, информатика, биология, физика, химия. Заметна тенденция открытия в школах специализированных классов, а также школ физико-математического и инженерного профиля. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования с использованием передового оборудование. Конечно, в каждом образовательном учреждении есть дети с разными потребностями и способностями, в том числе и к математике, однако не в каждом образовательном учреждении имеются возможности для организации специализированного обучения. В таком случае помочь могут электронные образовательные ресурсы, соответствующие всем необходимым требованиям.
Существуют общие требования к цифровым образовательным ресурсам. Такие учебные материалы должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
- ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
- превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
- полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
- обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;
- обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
- иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
- иметь удобный интерфейс.
В последнее время мы наблюдаем очень интересную картину. Всего 4-5 лет назад было сложно найти подходящие цифровые учебные материалы по теме урока. Сегодня, после пережитой пандемии и всеобщего перехода на онлайн и дистанционное образование, появилось очень много образовательных ресурсов и платформ. Однако, в таком изобилии учебных ресурсов педагогу бывает сложно выбрать подходящие материалы по своему предмету. Кроме того, если искать разрозненные материалы, то их надо скачать, систематизировать, удобно расположить, и где-то хранить, чтобы в нужный момент на их поиски не тратить много времени, которого у учителя почти всегда катастрофически не хватает.
Цифровая библиотека «1С:Урок» предлагает готовые решения этих задач. Простая регистрация на портале «1С:Урок» открывает большие возможности для упрощения работы учителя. Здесь всё устроено по-принципу: «Возьми и используй готовое!». Имеется большой выбор наглядных интерактивных ресурсов по математике, физике, биологии, химии, истории, географии, русскому языку и другим предметам. Разнообразие учебных типов (тренажёры, игры, виртуальные эксперименты, динамические модели, тестовые задания, интерактивные анимации и презентации и др.) дают возможность персонализировать обучение по разным уровням подготовки школьников, а игровые технологии служат повышению мотивации и улучшению запоминания материала.
Здесь можно подобрать материалы для работы на уроке в классе или дистанционно, для групповой и индивидуальной работы, в сопровождении учителя или самостоятельно дома. Такая форма работы вызывает повышение интереса у учащихся к предмету за счет новизны представления материала, развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде. Автоматическая проверка всех тестовых заданий, разные уровни сложности заданий и пошаговые подсказки способствует самоподготовке школьников к урокам, ВПР и ОГЭ. Удобная система поиска и организации материалов, назначение заданий онлайн и сбор результатов помогают педагогам в подготовке и проведении уроков, существенно сокращают рабочее время учителя.
Изучите подробные инструкции по работе с порталом. Выбирайте ресурсы для своих занятий в библиотеке.
Уважаемые коллеги! Используйте электронные ресурсы портала «1С:Урок» на своих уроках!
Артыкова Гульнара Турсуновна,
Преподаватель ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум.