Интерактивная таблица растворимости
Мы в социальных сетях:

Интерактивная таблица растворимости

дата публикации 03 Февраля 2023

Таблица растворимости кислот, оснований и солей – это одно из основных справочных пособий, которое обучающиеся используют при изучении курса химии.

На портале «1С:Урок» есть электронный ресурс «Интерактивная таблица растворимости» – справочно-информационное пособие, имеющее несколько информационных вкладок.

На вкладке «Легенда» таблицы (кнопка «Растворимость веществ») можно определить какие вещества растворимы, малорастворимы, нерастворимы в воде, разлагаются в ней или нет достоверных сведений об их существовании в водных растворах (рис. 1). Информация представлена не только условными обозначениями (буквы Р, М, Н, знаки «−» и «?»), но и цветом (клетка, содержащая каждый знак имеет определённый цвет).

1.png

Рис. 1. Растворимость хлорида бария (вкладка «Легенда» кнопка «Растворимость веществ»)

Нажимая кнопку «Реакции растворов» (на вкладке «Легенда» таблицы), можно определить растворимость веществ в воде, используя условные обозначения: Р – растворимое; М – малорастворимое; Н – нерастворимое, а также реакцию водных растворов кислот, оснований и солей (ячейки растворов веществ, имеющих кислую среду окрашены в розовый цвет, щелочную среду – в голубой цвет и нейтральную среду – в белый цвет (рис. 2).

22.png

Рис. 2. Среда раствора хлорида бария (вкладка «Легенда» кнопка «Реакции растворов»)

Используя кнопку «Физические свойства» таблицы растворимости можно увидеть: формулу вещества, его название, молярную массу, а также для растворимых веществ сведения о растворимости вещества (в граммах вещества на 100 г воды при 20 °С и 100 °С), а для нерастворимы веществ – произведение растворимости (рис. 3).

33.png

Рис. 3. Сведения о хлориде желез(II) (кнопка «Физические свойства»)

При использовании кнопки «Физические свойства» становятся активны ячейки таблицы с формулами катионов и анионов. При наведении курсора на них можно получить следующую информацию: формула иона, его название, цвет иона в водном растворе, указание о веществах, при диссоциации которых этот ион образуется (рис. 4).

44.png

Рис. 4. Характеристика иона железа(II) (кнопка «Легенда: реакции растворов»)

Кнопка «Получение и химические свойства» интерактивной таблицы становится активной, если щёлкнуть по ячейкам, на которых указана растворимость вещества. При этом будет доступна информация об уравнениях реакций, характеризующих способы получения и химические свойства рассматриваемого вещества (рис. 5).

55.png

Рис. 5. Способы получения и химические свойства серной кислоты (кнопка «Получение и химические свойства»)

Интерактивная таблица, с которой обучающиеся могут активно взаимодействовать для поиска информации, способствует формированию у них следующих метапредметных результатов:

·     выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

·     устанавливать критерии проводимого анализа;

·     выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения задач;

·     делать выводы, формулировать гипотезы;

·     применять различные инструменты при поиске информации с учетом предложенной учебной задачи;

·     выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

Содержание таблицы и её структура позволяет организовать активную познавательную деятельность обучающихся, связанную с изучением тем «Гидролиз», «Химические свойства и способы получения кислот, оснований и солей», обучении решению экспериментальных задач по неорганической химии. 

Интерактивную таблицу нельзя использовать при проведении оценочных процедур, связанных с проверкой следующих предметных результатов обучающихся:

·     составлять формулы и названия веществ;

·     определять характер среды растворов кислот, оснований и солей;

·     составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения и химические свойства кислот, оснований и солей;

·     решать экспериментальные задания на распознавание веществ.

Это связано с тем, что таблица содержит сведения, которые проверяются у обучающихся. Однако, обучающиеся могут применять её для самоконтроля при выполнении перечисленных выше заданий, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.

Интерактивная таблица растворимости кислот, оснований и солей может нужна не только на уроках по теме «Электролитическая диссоциация», в которой она расположена. Учителям и обучающимся будет удобнее использовать её, если поместить таблицу в отдельную папку, например, «Справочные таблицы», имеющую такой же уровень как папки «8 класс», «9 класс», «10 класс».


Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,

учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск