Таблица растворимости кислот, оснований и солей – это одно из основных справочных пособий, которое обучающиеся используют при изучении курса химии.
На портале «1С:Урок» есть электронный ресурс «Интерактивная таблица растворимости» – справочно-информационное пособие, имеющее несколько информационных вкладок.
На вкладке «Легенда» таблицы (кнопка «Растворимость веществ») можно определить какие вещества растворимы, малорастворимы, нерастворимы в воде, разлагаются в ней или нет достоверных сведений об их существовании в водных растворах (рис. 1). Информация представлена не только условными обозначениями (буквы Р, М, Н, знаки «−» и «?»), но и цветом (клетка, содержащая каждый знак имеет определённый цвет).
Рис. 1. Растворимость хлорида бария (вкладка «Легенда» кнопка «Растворимость веществ»)
Нажимая кнопку «Реакции растворов» (на вкладке «Легенда» таблицы), можно определить растворимость веществ в воде, используя условные обозначения: Р – растворимое; М – малорастворимое; Н – нерастворимое, а также реакцию водных растворов кислот, оснований и солей (ячейки растворов веществ, имеющих кислую среду окрашены в розовый цвет, щелочную среду – в голубой цвет и нейтральную среду – в белый цвет (рис. 2).
Рис. 2. Среда раствора хлорида бария (вкладка «Легенда» кнопка «Реакции растворов»)
Используя кнопку «Физические свойства» таблицы растворимости можно увидеть: формулу вещества, его название, молярную массу, а также для растворимых веществ сведения о растворимости вещества (в граммах вещества на 100 г воды при 20 °С и 100 °С), а для нерастворимы веществ – произведение растворимости (рис. 3).
Рис. 3. Сведения о хлориде желез(II) (кнопка «Физические свойства»)
При использовании кнопки «Физические свойства» становятся активны ячейки таблицы с формулами катионов и анионов. При наведении курсора на них можно получить следующую информацию: формула иона, его название, цвет иона в водном растворе, указание о веществах, при диссоциации которых этот ион образуется (рис. 4).
Рис. 4. Характеристика иона железа(II) (кнопка «Легенда: реакции растворов»)
Кнопка «Получение и химические свойства» интерактивной таблицы становится активной, если щёлкнуть по ячейкам, на которых указана растворимость вещества. При этом будет доступна информация об уравнениях реакций, характеризующих способы получения и химические свойства рассматриваемого вещества (рис. 5).
Рис. 5. Способы получения и химические свойства серной кислоты (кнопка «Получение и химические свойства»)
Интерактивная таблица, с которой обучающиеся могут активно взаимодействовать для поиска информации, способствует формированию у них следующих метапредметных результатов:
· выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
· устанавливать критерии проводимого анализа;
· выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения задач;
· делать выводы, формулировать гипотезы;
· применять различные инструменты при поиске информации с учетом предложенной учебной задачи;
· выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.
Содержание таблицы и её структура позволяет организовать активную познавательную деятельность обучающихся, связанную с изучением тем «Гидролиз», «Химические свойства и способы получения кислот, оснований и солей», обучении решению экспериментальных задач по неорганической химии.
Интерактивную таблицу нельзя использовать при проведении оценочных процедур, связанных с проверкой следующих предметных результатов обучающихся:
· составлять формулы и названия веществ;
· определять характер среды растворов кислот, оснований и солей;
· составлять уравнения реакций, характеризующих способы получения и химические свойства кислот, оснований и солей;
· решать экспериментальные задания на распознавание веществ.
Это связано с тем, что таблица содержит сведения, которые проверяются у обучающихся. Однако, обучающиеся могут применять её для самоконтроля при выполнении перечисленных выше заданий, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.
Интерактивная таблица растворимости кислот, оснований и солей может нужна не только на уроках по теме «Электролитическая диссоциация», в которой она расположена. Учителям и обучающимся будет удобнее использовать её, если поместить таблицу в отдельную папку, например, «Справочные таблицы», имеющую такой же уровень как папки «8 класс», «9 класс», «10 класс».
Купцова Анна Викторовна, к. п. н.,
учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. о. Подольск