В школьном курсе математики особое место занимают графики изучаемых функций. Графики – это наглядность, это красота математики. Это возможность учиться анализу, наблюдению, акцентировать внимание на «мелочах», выдвигать гипотезы и подтверждать или опровергать их.
В этом материале, уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами мои опытом работы с виртуальной лабораторией «Графики функций» (Рис.1) из цифровой библиотеки «1С:Урок». В эту лабораторию входят динамические модели графиков изучаемых в школе элементарных функций. На мой взгляд, главным достоинством этих моделей является возможность менять объекты, менять параметры этих объектов. Это позволяет анализировать, делать выводы, а также создает предпосылки для развития воображения и проведения компьютерного эксперимента на уроках алгебры.
Рис.1 - лаборатория «Графики функций»
На уроках в 8 классе я использовала интерактивное исследование «Квадратичная функция» (Рис.2).
Рис.2 - интерактивное исследование «Квадратичная функция»
Целью работы на уроке являлось исследование вида и поведения графика квадратичной функции при изменении коэффициентов квадратного трехчлена.
Так, сначала мои ученики строили график функции y=х2 , изменяли первый коэффициент a (при в=с=0), делали его положительным, отрицательным, высказывали гипотезу, проверяли ее на моделях, делали выводы. Затем переходили к изучению функции y=ах2+с, наблюдали зависимость поведения ее графика от коэффициентов а и с.
Использование интерактивного исследования позволило мне существенно увеличить темп урока. Если бы учащиеся строили графики в тетради, то успели бы построить 4-5 графиков за урок. А используя виртуальную лабораторию, учащиеся смогли проанализировали 10-15 графиков, установить закономерности поведения графика при изменении параметров а и с, сформулировать гипотезу и проверить ее!
Для организации совместной работы и сохранения ее результатов мы используем облачное хранилище: учащиеся делают скриншоты графиков, записывают свои выводы, сохраняют материалы в хранилище, к которому имеют доступ все ученики класса.
Отмечу, что виртуальная лаборатория «1С:Урок. График функций» дает возможность изучать не только квадратичную функцию, но и дробно-рациональную, модуль, степенную, показательную и логарифмическую, тригонометрические функции, поэтому ее можно использовать как в основной, так и в старшей школе.
Работать с виртуальной лабораторией мне и моим ученикам было интересно и познавательно, обязательно попробуем использовать и другие динамически модели, которые есть на «1С:Уроке».
Сембай Татьяна Евгеньевна, учитель математики, Санкт-Петербург.