Последние новости
дата публикации 15 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 12 Апреля 2024
С ДНЁМ КОСМОНАВТИКИ!
дата публикации 08 Апреля 2024
Вебинар для учителей математики
дата публикации 04 Апреля 2024
Вебинар для учителей русского языка
дата публикации 28 Марта 2024
Вебинар для учителей русского языка
Развитие креативного мышления и приемов работы с учебным текстом
Мы в социальных сетях:

Развитие креативного мышления и приемов работы с учебным текстом

дата публикации 16 Декабря 2022

В процессе обучения старшеклассников информатике, учитель часто сталкивается с проблемой «всезнайства» учеников: большинство теоретического материала обучающимся кажется уже знакомым. Современные школьники живут в насыщенном информационными технологиями мире и, так или иначе, слышали о новых моделях компьютеров, программном обеспечении, технологиях их создания. Однако, как правило, обучающиеся не владеют этой информацией в полном объеме и на фундаментальном уровне. И тогда учителю нужно найти эффективный способ обобщения и систематизации знакомого материала и ввести новые понятия, теоремы, правила.

Рассмотрим прием обучения развития креативного мышления на примере ресурса «Информатика, 10 класс». Для примера возьмем тему «Представление графической и звуковой информации в компьютере» (Рис. 1).

1.png 

Рис. 1. Содержание учебной темы «Представление графической и звуковой информации в компьютере»

В начале урока предлагаем обучающимся распределиться в мини-группы. Демонстрируем иллюстрации из библиотеки интерактивных материалов для 10 класса (Рис. 2):

2.png

3.png

Рис. 2. Иллюстрации из учебного пособия «Информатика, 10 класс»

Предлагаем ученикам ответить на вопросы:

–      Что изображено на этих рисунках?

–      Что такое CMYK и HSB модели?

–      Что такое закон непрерывности?

–      О чем говорится в теореме об отсчетах?

Обучающиеся обсуждают ответы на вопросы в мини-группах. Каждая мини-группа дает свои варианты ответов, которые фиксирует учитель. Для внесения элемента соревновательной деятельности предлагается оценить, на сколько точны были ответы.

Далее учитель предлагает найти подтверждение правильности ответов и дополнить их информацией, прочитав параграф 1.13. Обучающимся ставится задача найти и отметить новую для себя информацию и выступить по окончании чтения с докладом, объяснить иллюстрации, которые были даны в начале урока и другие иллюстрации из этого параграфа (Рис. 3).

4.png

5.png

Рис. 3.  Иллюстрации из учебного пособия «Информатика, 10 класс»

В продолжении соревновательного момента, можно предложить оценить качество докладов от мини-групп обучающихся.

Для рефлексии можно предложить выразить отношение к отдельным частям теоретического материала: новое, понятное, непонятное, интересное. Результаты рефлексии покажут учителю, насколько обучающиеся погрузились в изучаемый материал, и были заинтересованы в работе.

Практические задания с автоматической проверкой, представленные в параграфе 1.13, позволяют закрепить изученный материал и осуществить самоконтроль со стороны учащихся (Рис. 4):

6.png

7.png

Рис. 4.  Практические задания  из учебного пособия «Информатика, 10 класс»

Идея урока может быть перенесена на другие темы курса информатики. Теоретические материалы, представленные на портале «1С:Урок», отличаются глубиной и простотой изложения, насыщенностью иллюстрациями, анимациями и другими наглядными материалами, а также практическими и контрольными заданиями с автопроверкой. Обучающимся понравится такой ход урока, так как главная работа на уроке – это работа самих учеников. Это они выдвигают гипотезы, получают подтверждение, доказательство или опровержение идей, читая учебные тексты, развивают навыки применения изученного материала при решении практических заданий.

Пантелеймонова Анна Валентиновна, кандидат педагогических наук,

доцент Московского областного педагогического университета

учитель информатики МАОУ СОШ 7 с УИОП  г. Балашиха